В танковом музее подмосковной Кубинки есть вот такой экспонат:
Это танк, если не изменяет память, на базе Т-62. У него сдвоенные гусеницы и обтекаемая форма корпуса.
Вопрос – а зачем такая хитрая конструкция?
Как пояснял экскурсовод, к которому мы прибились это опытный образец танка по замыслу конструкторов должен был воевать в болотистой тундре, а сдвоенные гусеницы у него для того, чтобы танк оказывал меньше давления на болотистую тундру.
Понимаете? Танк для войны в тундре!
Я даже представляю, вот сидит генерал танковых войск и на совещании говорит: “Так, ну танки у нас есть и могут воевать зимой, и в пустыне и в снегах. Даже при атомной бомбардировке могут. А вот в тундре могут?”
Ну и кто-нибудь из подчиненных:
— Никак нет, товарищ генерал, не могут танки воевать в тундре. Вязнут танки в болотистой тундре.
— Непорядок! А ну-ка живо дайте нашим конструкторам задание – чтоб разработали танк для войны в тундре!
И вот уже конструкторы озадачены, решают нерешаемую задачу – как сделать так чтоб боевая масса в 40 тонн могла передвигаться по тундре и не вязнуть в болотах. Да еще и стрелять при этом.
На тот момент конструкторам решение подобной задачи виделось в увеличении площади гусениц. Ну а поскольку в Советском Союзе чтобы начать выпускать широкие гусеницы нужно было построить как минимум новый цех, решено было обойтись стандартным размером, но их сдвоить.
Ну и для того чтобы танк не греб перед собой болотистый грунт решено было сделать более обтекаемый корпус.
Идея, как вы понимаете, не нашла применения и была забракована, поскольку чтобы поменять внутреннюю гусеницу нужно было произвести массу дополнительных работ.
Но дело даже не в этом. Дело даже не в том, что ни одному нормальному военачальнику в голову не придет проводить наземные операции в болотистой тундре с применением тяжелой техники.
Дело в том, что на этот объект были потрачены средства из государственного бюджета, потрачены ресурсы, потрачено время, работа инженеров, проектировщиков, механиков, слесарей и т.д.
И только потому что какому-то придурочному генералу пришла в голову безумная идея создать танк для тундры.
Вот он что, собирался Аляску брать этими танками? Танки ведь в основном машины для наступления, а не для обороны. (можете поспорить)
Вот все так в Совке. Построили, затратили тьму средств и усилий, а это оказалось никому не нужно. Да лучше б школы построили или больницы. Или жилые дома.
Нет, все на войну с “проклятыми империалистами”.
Так что теперь этот замечательный экспонат занимает место в танковом музее и символизирует советскую глупость и безответственность