Подвиг «Варяга»

крейсер Варяг

Удивительна и трагична судьба крейсера “Варяг”. Совершил ли подвиг героический экипаж крейсера?

Да, безусловно, совершил.

А нужен ли был этот подвиг кому-нибудь?

Просто вспомним, что подвиг солдата, это ошибка генерала.

О “Варяге” нельзя говорить как об отдельно взятом корабле, не учитывая обстановку тех лет и политическую обстановку на Дальнем Востоке.

Крейсер “Варяг” был построен в рамках Российской военно-морской программы 1898 года, причем не в России, а в США.

В рамках той самой военно-морской программы крейсер “Варяг” входил в состав 3-го Тихоокеанского флота. Третьего! Это значит, что флотов на тихом океане было как минимум два, если считать первым Балтийский флот, или даже три.

То есть русских военных кораблей на Дальнем Востоке было весьма приличное количество. Япония, правда, тоже не отставала в создании военных эскадр.

Такая эскалация вооружений была обусловлена имперскими захватническими планами, как России, так и Японии.

Россия (читай Николай II) желала оттяпать себе всю Манчжурию и часть Кореи с выходом к южным морям, для чего и взяла в аренду маленькую китайскую деревню с названием Люйшунь.

Это только потом китайская деревня на берегу Желтого моря будет называться Порт-Артур и иметь славу места одного из самых крупных поражений России.

А пока в Люйшуне строился форт и базировался один из трех (или из двух?) русских флотов на Тихом океане.

Порт-Артур - Чемульпо

Для того чтобы обеспечить связь между Люйшунем (Порт-Артуром) и русским командованием, находящемся в Сеуле между Порт-Артуром и корейским портом Чемульпо по Желтому морю курсировали два корабля – крейсер “Варяг” и канонерская лодка “Кореец”

Канонерская лодка – это “специальный пароход для полицейской службы”, обычно нес вооружения от 2 до 10 орудий, несколько пулеметов. Но главное их отличие состояло в маневренности и низкой осадке. Собственно канонерские лодки Россия строила для патрулирования рек Китая.

«Что предполагается сделать? Пора заводить несколько канонерок». Резолюция императора Николая II.

Почему не использовать в качестве “курьера” только “Корейца” непонятно, но чувствуется истинно русский размах. Если уж джип, то “Хаммер”, если почту по морю развозить то крейсер.

В начале войны 1904-05 г. “Варяг” и “Кореец” находились в Чемульпо.

Варяг в Чемульпо (Корея)

26 января 1904г порт Чемульпо был блокирован японской эскадрой (1 броненосец, 5 крейсеров, 8 миноносцев)

“Кореец” попытался пробиться в Порт-Артур, но не смог.

27 января (9 февраля) капитан «Варяга» Всеволод Фёдорович Руднев получил от японского командования ультиматум: до 12 часов покинуть порт, иначе русские корабли будут атакованы на рейде.

Руднев решил прорваться с боем в Порт-Артур, а в случае неудачи взорвать корабли

Дальнейшую историю все знают. Крейсер “Варяг” и канонерская лодка “Кореец” вышли на неравный бой с японской эскадрой.

В результате боя “Варяг” был сильно поврежден, а “Кореец” вышел из боя невредимым.

Руднев принимает решение: “Варяг” затопить, а “Кореец” взорвать. Что и было сделано.

Экипажи были приняты на борт иностранных судов с обязательством не применять оружия и, в конце концов, прибыли в Одессу.

Но есть несколько деталей, которые заставляют задавать вопросы.

Подвиг “Варяга” так восхитил японцев, что после войны японское правительство создало в Сеуле музей памяти героев “Варяга”, а капитана Руднева наградило орденом Восходящего солнца.

Подвиг экипажа крейсера “Варяг” воспринимался японцами, как пример канонов самурайской чести и массово использовался в качестве пропаганды.

Капитану Рудневу удалось так ловко затопить “Варяг”, что в 1905 году японцы подняли крейсер и еще в течение 7 лет использовали его в качестве учебного судна.

Дальнейшая история крейсера “Варяг” еще более невероятна. В 1916 году “Варяг” был выкуплен Россией .

В феврале 1917 года ушёл на ремонт в Великобританию, где был конфискован британцами, поскольку советское правительство отказалось платить за его ремонт.

В 1920 году “Варяг” был перепродан германским фирмам на слом. В 1925 году при буксировке корабль попал в шторм и затонул у берега в Ирландском море. Часть металлических конструкций была тогда же снята местными жителями. Впоследствии крейсер был взорван.

Comments on Подвиг «Варяга»