Наличие на земле природного ядерного реактора само по себе явление уникальное, однако, этот феномен существует, мало того, природный ядерный реактор в Окло, республика Габон изучен достаточно хорошо. Вот только выводы от изучения получились совсем неоднозначные.
Впервые о возможности существования природных ядерных реакторов заговорили японцы, которые о ядерной опасности знакомы не понаслышке. Японцы вообще большие выдумщики.
Природные ядерные реакторы искали-искали, но не находили.
Но 1972 году одна французская компания начала поставлять уран с месторождения в Окло. Каково же было удивление специалистов компании, когда выяснилось, что концентрация урана в месторождении была крайне низкой.
Дальнейшие исследования показали, что урановая руда Окло оказалась весьма близка по концентрации к отработанному топливу ядерного реактора.
Это открытие потрясло мировую общественность. Тысячи ученых-ядерщиков направились в Габон с целью провести фундаментальные исследования.
Более углубленные исследования показали, что в Окло существовал древний ядерный реактор, который непрерывно действовал не менее 500 000 000 лет.
Безусловно, можно предположить, что ядерная реакция может при определенных условиях протекать и естественным способом, но тут встала совершенно неразрешимая проблема – проблема с ядерными отходами.
Во время процесса ядерной реакции уран распадается на большое количество радиоактивных и не только радиоактивных элементов.
Но и в природном ядерном реакторе действуют законы сохранения энергии и материи. Ничто не превращается в ничто. „Погибшие“ атомы породили новые. Деление урана-235 — мы знаем это из физики — не что иное, как образование осколков разнообразных атомных ядер с массовыми числами от 70 до 170. Добрая треть таблицы элементов — от цинка до лютеция получается в результате деления ядер урана. В зоне цепной реакции обитают химические элементы с фантастически искажённым изотопным составом. У рутения из Окло, например, втрое больше, чем в природном рутении, ядер с массовым числом 99. В цирконии в пять раз вырастает содержание изотопа 96Zr. „Сгоревший“ 149Sm превратился в 150Sm, и последнего в итоге в одной из проб оказалось в 1300 раз больше, чем должно было быть. Таким же путём в 100 раз возросла концентрация изотопов 152Gd и 154Gd.
Вот тут исследователей и поджидал сюрприз. Дело в том, что побочных продуктов ядерной реакции в Окло не обнаружено. То есть природный ядерный реактор был “чистым”, без каких-либо побочных продуктов распада урана.
Самое интересное, что других “природных” ядерных реакторов нигде кроме Габона не обнаружено.
Получается что ядерный реактор, а загрязнения тяжелыми элементами небыло?
С помощью современных технологий создать подобный ядерный реактор невозможно. На сколько известно, что специалисты-ядерщики только подходят к созданию “чистой” ядерной энергии.
Вот тут и назревает вопрос – куда девались ядерные отходы? Если это природный ядерный реактор, то следы изотопов должны быть.
А если это остатки древнего ядерного реактора, построенного 500 000 лет назад, то кто его построил?
Загадка…