4 года назад я собрал электровелосипед. Донором для электровелосипеда складник выступил Stels 450. Установлено заднее редукторное мотор-колесо 350Вт номинальной мощности, контроллер Green, рычаг газа, ручки тормозов с концевиками, корпус аккумулятора “лягушка”.
Общий вес собранного электровелосипеда составил 18 кг. Максимальная скорость до которой удалось разогнать собранный электровелосипед 46 км/ч, запас хода при смешенном режиме более 50 км(*), батарея 10 А.Ч. 36В.
Стоимость комплекта и нового велосипеда в сумме составила 42 000р.
Почему я решил передвигаться по Москве на электровелосипеде? Ответ очевиден – надоело стоять в пробках.
Выбор для донора складного Stels 450 обусловлен тем, что со складным велосипедом можно без труда пользоваться общественным транспортом.
Содержание
- Купить готовый электровелосипед или собрать самостоятельно?
- Покупка комплекта и сборка и дальнейший апгрейд
- Преимущества электровелосипеда
- Запчасти и эксплуатация
- Технические решения. Удачные и не удачные
- Запчасти и сервис
- Езда по Москве на электровелосипеде
- Эксплуатация электровелосипеда зимой
- Экипировка
- Ресурс электровелосипеда
- Дополнительное оборудование
- Итоги и выводы
- Полезные ссылки
Купить готовый электровелосипед или собрать самостоятельно?
Казалось бы, зачем собирать электровелосипед когда можно купить готовый? Тут, конечно, многое определяют навыки. Мое первое образование электромеханик, так что сборка электровелосипеда для меня просто в удовольствие.
Второй момент. Производители электровелосипедов всячески стараются снизить себестоимость, а это сказывается на качестве и общих характеристиках.
Ниже два примера. Оба велосипеда продаются готовыми. Оба имеют примерно одинаковые характеристики, но один собран на заводе, а другой в веломастерской.
И что мы видим? Стоимость заводского велосипеда почти в 2 раза выше, чем стоимость велосипеда, собранного в мастерской при этом скорость заводского велосипеда в 1.5 раза ниже, чем скорость самосборного.
Крупные компании ищут любые способы сделать товар более привлекательным внешне и использовать самые дешевые запчасти.
Я нисколько не сомневаюсь, что при сборке заводского электровелосипеда используются самые дешевые аккумуляторные элементы, самые дешевые контроллеры и электромоторы и самые тонкие провода.
Сборка электровелосипеда в мастерской или самостоятельно позволит собрать машину из более качественных деталей по более низкой цене, с лучшими техническими характеристиками и возможностью дальнейшего усовершенствования.
Покупка комплекта и сборка и дальнейший апгрейд
Мой комплект для электровелосипеда покупался в Вольтбайкс, ценник там средний, не обошлось без косяков. Нет, не со стороны Вольтбайкс, а со стороны производителя велосипедов Stels.
У дешевых велосипедов на стальной раме расстояние оси задней вилки весьма вариабельно, хотя должно быть 135 мм. Мотор колесо имело посадочный размер в те самые 135 мм, а вот задняя вилка Stels 450 128 мм. Понятно, что без дополнительных действий мотор-колесо никаким образом не вставало на место.
Процесс сборки электровелосипеда
Ребята из Вольтбайкс помогли установить. На самом деле я сейчас понимаю, что нужно было просто купить шпильку 12мм и 2 гайки и с помощью этого нехитрого приспособления разогнуть заднюю вилку.
Замечу, что такая манипуляция может применятся только на велосипедах со стальной рамой, алюминиевую раму придется сначала греть газовой горелкой.
Изначально в комплекте был рычаг газа, который я впоследствии заменил на половинчатую ручку газа.
Так же в процессе апгрейда был заменен грипшифт переключения передач на шифтер, добавлен датчик PAS (ассистент) и заменена система шатунов с ведущей звездочкой на 48 зубьев взамен штатной на 44.
После установки звездочки на 48 зубьев и датчика PAS
Датчик PAS (ассистент) на каретке
При езде со штатной передней звездочкой появлялся избыток мощности при недостатке скорости. Велосипед реально вставал на заднее колесо при резком старте одновременно с электротягой и педалями.
Рычаг газа крайне неудобная штука особенно зимой. Устает и мерзнет большой палец руки. Так что если использовать рычаг газа вместо ручки придется дополнительно закупить дисплей и кнопки для управления круиз-контролем. При этом опцию круиз-контроля должен поддерживать контроллер электровелосипеда.
Я пошел по другому пути и заменил рычаг газа на ручку, правда избавиться от рычага не получилось, так что у меня теперь и рычаг газа и ручка. Рычаг газа используется только как кнопка аварийного отключения электротяги.
Преимущества электровелосипеда
Электровелосипед дает ряд преимуществ по сравнению с автомобилем:
- Можно передвигаться по тротуарам и пешеходным зонам
- Можно игнорировать правила ПДД
Можно бухать за рулем
При контрольном измерении времени выяснилось, что в сравнении с автомобилем время пути увеличивается примерно на 10% при условии что на дорогах нет пробок. А вот если пробки есть, время в пути наоборот сокращается, иногда до 50%.
Это справедливо к расстояниям до 20 км, в случае езды на большие расстояния автомобиль, конечно, приедет быстрее электровелосипеда.
Расход батареи электровелосипеда сильно зависит от манеры езды, дорожного покрытия и погодных условий.
Однажды мне удалось высадить батарею в ноль всего за 20 км пути, просто путь пролегал по грунтовым дорогам и рыхлому песку.
Тот самый момент когда мы ездили любоваться Абзетцером и я выжег на песке батарею в ноль.
Москву я спокойно проезжаю из конца в конец на одном заряде.
Электровелосипед дает ряд преимуществ по сравнению с обычным велосипедом:
- Меньше усталости
- Выше скорость передвижения
Я совершенно спокойно еду на электровелосипеде на деловую встречу при этом электротяга гарантирует что на встрече не будешь себя чувствовать как выжатый лимон и благоухать потными подмышками.
Очень удобно в Москве пользоваться МЦК, поезда на МЦК оборудованы отделениями для велосипедов.
Возле станции МЦК
Электровелосипед в вагоне МЦК
В метро тоже нет проблем если надо проделать большой маршрут. Складываем велосипед, проносим через турникет, раскладываем обратно. За 4 сезона еще ни разу не получал замечания от контролеров.
Запчасти и эксплуатация
К электрической части практически нет нареканий. Мотор-колесо за 4 сезона ни разу не разбирал. А вот к механической части вопросы есть.
- Повышенный износ тормозных колодок
- Повышенный износ покрышек
Приготовьтесь к тому, что тормозные колодки придется менять 2 раза в сезон на ведущем колесе, а покрышки 1 раз в сезон. Покрышки истираются до корда очень быстро.
Теоретически можно было бы переставлять покрышки с заднего колеса на переднее, но количество проколов при этом не снизится. Веломастера рекомендуют менять изношенную покрышку и я с ними согласен.
По большому счету мне хватает 1 покрышки где-то на 1.5 сезона, но это уже совсем лысая резина.
Лысая покрышка после 1.5 сезонов эксплуатации на электровелосипеде
По рисунку протектора пока статистика не набралась. Сначала я стер в ноль штатную дорожную покрышку Stels 20х2.0, затем покрышку для BMX 20х2.1, сейчас установил 20х2.125 со “злым” протектором и грунтозацепами. По идее в Stels влезет покрышка 20х2.3, наверное при следующей замене поставлю такую.
«Злая» покрышка
Пришлось заменить штатные пластмассовые педали Stels на металлические на промподшипниках. На удивление штатные педали отходили почти 3 сезона, на 3-м сезоне развалились.
Так же был заменен вынос руля. По причине неудачного падения вынос погнулся, а потом лопнул.
Технические решения. Удачные и не удачные
В целом я доволен собранным электровелосипедом, но, как говорится, совершенству нет предела.
Очень неудачное техническое решение это установка аккумуляторной батареи в корпус типа “лягушка”.
Корпус начал греметь и болтаться уже во втором сезоне. Сейчас выскочили несколько винтов крепежа корпуса и появилась трещина в пластике платформы с контроллером.
Второе неудачное техническое решение это прокладка жгута проводов и рубашек без внешней защиты. При случае обязательно помещу жгут в “крутилку” или разрезной гофрированный шланг для проводов.
Ну и третье неудачное решение это выбор в качестве донора для электровелосипеда Stels 450.
Нет, я ничего плохого про Stels сказать не хочу, настоящая “народная марка” велосипедов, но есть моменты которые раздражают.
Частые проколы камер
Как минимум 2 раза в сезон приходится менять или клеить камеру. Я долго думал почему происходят проколы и пришел к некоторым выводам. Я обратил внимание что проколы появляются на камере с внутренней стороны. То есть при наезде на препятствие покрышка прогибается до обода и пробивает камеру.
Это происходит потому что колеса в 20 дюймов не предназначены для езды по неровным поверхностям, а уж тем более для прыжков по бордюрам которые встречаются каждые 100 метров. При встрече с препятствием колесо в 20 дюймов имеет острый угол вхождения и в результате происходит пробой камеры. См. рисунок.
Приподнять и “закинуть” заднее колесо на препятствие тоже не получается поскольку вес конструкции распределен в соотношении 20/80, и весь вес практически приходится на заднее колесо.
Что касается выбора редукторного мотор-колеса тоже не хочу говорить плохое. Качество вполне достойное, тяга просто сумасшедшая. Вытягивает на крутых подъемах, на песке, в грязи, в снегу.
Слышал, что редукторные моторы менее надежны, чем прямоходные но это миф. Надежность вполне отвечает ожиданиям. Замечу, что я эксплуатирую электромотор прямо-таки нещадно. Например я практически всегда использую электротягу на старте, хотя для таких моторов рекомендовано стартовать на педалях. Ну и круглогодичная эксплуатация.
А вот со скоростью у редукторного мотора не очень. Максимальная скорость 42 км/ч и как я разогнал электровелосипед до 46 км/ч остается загадкой даже для меня. Замер проводился по GPS так что к точности измерения здесь нет вопросов.
С другой стороны скорость в 40 км/ч практически предельная для редукторного мотора и такая скорость не позволяет держаться в общем потоке транспорта, так что лучший выбор это прямоходное мотор-колесо. Впрочем, все зависит от целей.
Тормоза V-brake
Тормоза V-brake отлично справляются с задачей в теплую сухую погоду. Но стоит поехать в дождь, снег или при минусовой температуре сразу же снижается их эффективность. Причем снижается очень значительно вплоть до полного отказа.
Как-то раз в снегопад велосипед у меня вообще перестал тормозить. То есть торможение было настолько слабым и неэффективным что пришлось ехать очень осторожно и на педальной тяге.
Если бы я сейчас стал собирать складной электровелосипед учел бы все эти недочеты. На мой взгляд удачное решение это использование в качестве донора Stels 950 или аналогичный велосипед на колесах в 26 дюймов с дисковыми тормозами.
В качестве электрификации для такого велосипеда можно использовать или 2 редукторных мотор-колеса, получив полноприводный электровелосипед или заднее прямоходное мотор-колесо мощностью от 750Вт (в идеале 2кВт), а батарею крепить на специальный багажник.
Донор для складного электровелосипеда Stels 950
Такие технические решения позволят избежать тех недочетов которые я допустил при сборке и при этом сохранят главное качество складника – компактность.
Багажник велосипеда с отсеком аккумуляторной батареи
Запчасти и сервис
В Москве нет проблем с сервисом для электровелосипедов и велосипедов вообще. Стоит отметить сезонность и проблемы с этим связанные. Летом веломастерские работают как ошпаренные по 12 часов в сутки, в то же время зимой веломеханики сидят без дела.
Что касается запчастей, в большинстве случаев тоже нет проблем. Если какой-то запчасти нет можно заказать на том же Алиэкспресс или аналогичном специализированном.
В самом критичном случае при большой загрузке веломехаников и отсутствием запчастей на складе придется подождать 1-2 недели.
Езда по Москве на электровелосипеде
Езда по Москве как на обычном велосипеде так и на электровелосипеде имеет свою специфику. Особое неудовольствие вызывает собянинская плитка, кривая, косая, а в мокрую погоду ужасно скользкая.
В целом же велодорожек довольно много, а если не хочется ездить по проезжей части всегда можно свернуть на тротуар.
Большинство граждан к велосипедистам относится лояльно, за некоторым исключением.
Вот такие наблюдения у меня появились за 4 года езды на электровелосипеде по Москве:
Бойся таксистов.
В 99% случаев это граждане чуркестанов с образованием в 3 класса и водительским удостоверением, взятым на сдачу в “Пятерочке”. ПДД им не писаны, а велосипед они не считают за средство транспорта.
Не подъезжай близко к грузовикам.
У грузовиков ограниченный обзор особенно с правой стороны. Водитель может просто не контролировать то, что происходит у задней оси его аппарата. Особенно это актуально для фур, от которых стоит держаться как можно дальше.
Опасайся углов и закрытых пространств.
Считай, что из-за каждого угла выезжает танк на скорости 100 км/ч которым управляет безумный наркоман. Я несколько раз попадал в ситуации когда совершенно внезапно из-за угла появляется автомобиль, который несется по двору или пешеход или дамочка с коляской.
Однажды я красиво пропахал локтями по асфальту, налетев на пешехода, который вышел из-за угла с мобильным телефоном.
Бойся телефонных зомби.
Совсем не редкость когда на тротуаре встречаешь человека, который не видит ничего кроме своего мобильного телефона. Идет товарищ и втыкает в телефон – считай что сейчас он прыгнет тебе под колеса. Не потому что хочет, а потому что сработает рефлекс бокового зрения.
Бойся мамаш с детьми.
Эти не менее безумны чем телефонные зомби. Мамашка с личинкой человека может вполне заметаться поперек дороги. Меня часто в таких случаях спасали только тормоза.
Один раз, прямо возле дома из-за такой вот мамаши, которая пихнула мне под колесо коляску со своей личинкой я красиво, как жаба плюхнулся на мокрый после поливальной машины асфальт и проехался локтями, коленями и пузом. От тяжелых ссадин спасло то, что я упал на разметку для пожарных машин, а она от воды скользкая, как стекло.
Опасайся собачников.
Собачники любят пускать своих песелей на длинных самовозвращающихся поводках. Такое почти повсеместно. Собачник идет по тротуару, его собака гадит на газон и поперек тротуара протянут поводок.
Осторожней с детьми на самокатах.
В принципе не только на самокатах. Видишь ребенка – сбавь скорость. Дети глупые и порывистые. Ребенок может просто не видеть того, что происходит рядом.
Не стесняйся спешиваться.
В любой опасной ситуации просто останавливаешься и идешь пешком, будь это 5-полосное шоссе или тропинка в парке. Подвиги с эквилибристикой никому не нужны, а здоровье у нас одно.
Вот еще несколько коротких наблюдений:
- Нормальные водители опасаются велосипедистов, пропускают, дают возможность перестроения на свою полосу
- Автомобили воняют. Воняют все, хоть Камаз, хоть гибрид с нормой Евро-5
- ДПС не видит велосипедиста в упор, даже если злостно нарушить правила
- Дорожная разметка скользкая после дождя, причем очень сильно скользкая
- По выходным в парках большое количество людей и лучше избегать маршрутов через парки в выходные и праздничные дни
- Велосипед очень не любит щебеночное покрытие, гаревые дорожки и т.п. покрытия
- То же касается и песка, но тут полегче
Эксплуатация электровелосипеда зимой
Нет ничего необычного если ездить на электровелосипеде круглый год. По крайней мере я катаю круглый год и сезон у меня не заканчивается. Просто зимой езжу меньше.
Электровелосипед позволяет передвигаться по снегу без особых усилий. Только самые лютые сугробы представляют сложность.
Зимние покрышки для велосипеда есть на рынке, но ценник на них совсем неприличный. Зимняя резина на мой джип стоит дешевле чем зимняя шипованная покрышка на велосипед.
Шипованная покрышка на электровелосипед 20 дюймов
Есть рецепты как сделать зимнюю шипованную резину самостоятельно, но я вот уже 3-ю зиму откатал на обычной летней.
Спасает чудовищная тяга редукторного мотора. Пусть с пробуксовкой, но можно двигаться по утоптанному снегу или слегка заснеженной проезжей части.
Самодельная зимняя покрышка с шипами на велосипед
Как уже писал выше ситуацию осложняют тормоза V-Brake, но электровелосипед с дисковыми тормозами и хорошими покрышками будет вполне эффективен и в зимней период.
Что касается аккумуляторных батарей, то в большинстве случаев это литий-йонные батареи, которые не любят минусовой температуры.
Оставлять батареи на длительный период на морозе не следует. Я оставляю батареи на морозе до 2х часов. Если предполагается, что электровелосипед будет находиться на морозе дольше, то батарею лучше снять.
Для эксплуатации в зимний период и при минусовой температуре лучше подходят железо-фосфатные батареи, но их ресурс немного меньше, чем литий-йонных.
Экипировка
Ты не настоящий велосипедист, если ни разу в жизни не съел муху(С)
Экипировка для езды по Москве безусловно нужна. Должна быть хоть какая-то защита. В идеале, на мой взгляд, это очки, перчатки, шлем и налокотники.
Наколенники только мешают, да и в случае падения больше страдают ладони и локти.
Что касается более серьезной защиты типа “черепашки” и мотошлема то тут должен быть разумный подход. Конечно, если мы собрали байк с 2-х киловаттным мотором и скоростью более 50 км/ч такая защита просто необходима.
Во всех остальных случаях, на мой взгляд можно обойтись очками и перчатками.
Есть мнение, что когда водители на дороге видят велосипедиста в шлеме, то ведут себя наглее. Не знаю, надо проверить, я катаю без шлема, хотя считаю, что это не безопасно.
Что касается зимней экипировки для электровелосипеда, то одеваться нужно теплее, чем при езде на обычном велосипеде зимой. Я одеваюсь тепло, обязательно одеваю зимние мотоперчатки, подшлемник, очки и бафф. На ноги обычные кроссовки с шерстяными носками и непромокаемые штаны.
Особую неприятность доставляет холодное сидение. Я уже прикупил подогрев для 5-й точки, но все как-то руки не доходят установить. Элементы для одежды на 5В свободно продаются на Алиэкспресс.
Дополнительное оборудование
Конечно электровелосипед должен быть оснащен дополнительным оборудованием. Как минимум это фара и задний сигнал. Я использую автономные источники питания для этих световых приборов. Планирую установить комбинированную фару со звуковым сигналом, но по большому счету хватает и автономной.
Уличное освещение есть не везде, велосипед без заднего светового сигнала и фары просто не видно, да и налететь на препятствие в темноте без фары можно очень легко.
К тому же включенная фара при езде по тротуарам привлекает внимание пешеходов.
Я иногда вешаю на руль экшен камеру и крепеж для мобильного телефона. Но для мобильной связи использую блютуз гарнитуру.
Себе сделал переходник с 36В на 5В через USB, вожу с собой на случай экстренной зарядки телефона.
Пробовал ставить съемную корзину, иногда это очень удобно, но, как выяснилось, съемная корзина совершенно не держит вес. 1-2 кг и все. У меня начала отваливаться съемная корзина с момента ее установки. Усиление крепежа помогло на некоторое время, но через год крепеж сломался окончательно. В запасе есть несъемная корзина Stels, но для ее установки требуется снять все навесное и руль. Так что оставил пока для следующего апргрейда.
Ресурс электровелосипеда
При соблюдении определенных мер и своевременной замене запчастей ресурс электровелосипеда практически не ограничен. Старайтесь не топить электромотор. Я несколько раз попадал под сильный ливень, когда проезжая часть превращается в ручей и не заметил каких-то последствий кроме странного звука электромотора который пропал через неделю. Вероятно вода все-таки попала внутрь мотора, но без последствий.
Однажды я случайно перебил кабель курка газа и электропривод отказал. Пришлось ехать на педальной тяге до места. Связываю это с тем, что не использовал защиту жгута проводов.
Быстрее всего расходуется ресурс литий-йонных аккумуляторов. Спустя 4 года наблюдаю падение емкости по ощущениям где-то на 1/3 от номинала. Немного просела максималка, скорость в 40 км/ч достигается с трудом. Скорости в 30 км/ч конечно не хватает, впрочем скорости не хватает никогда. Планирую замену корпуса батареи с “лягушки” на вариант с багажником, но тогда, когда батарея совсем деградирует.
Несколько замеров скорости электровелосипеда
Замечу, что ресурс батареи измеряется в циклах заряда-разряда. Так, чтобы продлить службу батареи следует ее заряжать тогда, когда заряд минимален.
Я этим правилом часто пренебрегаю и заряжаю тогда, когда планирую длительную поездку.
В теории если отключить датчики холла на мотор-колесе должен произойти прирост скорости. Напишите в комментариях что вы думаете по этому поводу.
Итоги и выводы
Езда на электровелосипеде по Москве это быстро, удобно и комфортно. Если учесть все тонкости вождения и саму технику, от обычной поездки получаешь удовольствие, чего нельзя сказать о езде по Москве на автомобиле.
Как уже писал выше, скорость передвижения сопоставима со скоростью передвижения на автомобиле и лишь незначительно ей уступает.
Статистика нам говорит, что средняя скорость пешехода в Москве, который использует наземный транспорт составляет всего лишь 12 км/ч, а с использованием метро 40 км/ч. Именно поэтому я сделал выбор в пользу складного велосипеда, который можно провозить в метро без всяких проблем.
Что касается непогоды, то есть хорошая поговорка – не бывает плохой погоды, бывает плохая одежда. Не промокающие спортивные брюки, хорошая ветровка и бахилы – нет проблем ездить в дождь и снег.
Полезные ссылки
Вольтбайкс. Магазин электровелосипедов и запчастей. Есть мастерская, отличные ребята, рекомендую.
Веломонт-М. Электровелосипеды и комплекты. Очень божеские цены на готовые электровелосипеды. Есть канал в Yotube.
5КВТ. Магазин электровелосипедов и запчастей. Ценник выше среднего.