Фараоны Египта любили строить, а еще больше любили перестраивать существующие сооружения. Постройки фараонов до сих пор ставят в тупик археологов и дают почву для выдвижения все новых гипотез.
Казалось бы, что-что, а древний Египет изучен вдоль и поперек, но есть такие находки, которые ставят в тупик не только нас, туристов-распиздяев, но и профессиональных археологов.
Почти повсеместно в Египте существующие сооружения неоднократно достраивались, перестраивались, на них наносились письмена, дополнялись архитектурные ансамбли.
Тот же Карнакский храм достраивал почти каждый фараон, привнося что-то новое, а иногда кардинально меняя конструкции.
После фараонов приходили грабители, мародеры и просто варвары, которые добавляли хаоса и разрушений и без того непростым постройкам.
У местных жителей Луксора до сих пор существуют веселые рассказы от прадедов о том как они, мальчишками играли в интересную игру – кто больше отобьет фресок со стен Карнакского храма.
Первый вопрос, который возникает у неискушенного туриста глядя на мегалиты Египта – КАК? Как это построено? Как это было перевезено, обработано и собрано? Какие технологии применялись, например, для создания обелисков? Ведь обелиск создан из цельного массива гранита, а твердость гранита 5-8 по шкале Мооса (где твердость талька 1 а твердость алмаза 10)
Классические школы египтологии – английская, французская и египетская говорят о том, что египтяне использовали медные, бронзовые и диоритовые инструменты для обработки гранита и других камней.
Данная версия вызывает сомнения, прежде всего тем, что твердость диорита равна 6-ти, почти так же как у гранита.
Практически возить диоритом по граниту это тоже самое как пытаться обрабатывать гранит гранитом. Эффективность такой работы крайне низка.
Однако, учитывая познания древних египтян в астрономии и геодезии и других науках, можно сделать вывод что, древние строители пирамид совсем не дураки и использовать малопроизводительный и дорогостоящий труд врядли стали.
Зачастую исследователи упускают из виду самую главную составляющую производственного процесса – рентабельность.
Давайте представим себя на месте древнеегипетского технолога по обработке камней. У нас есть:
1. Людские ресурсы, предположим 100 000 человек
2. Срок строительства 30 лет, среднее время царствования фараона
3. Медные, бронзовые и диоритовые орудия труда крайне низкой производительности
Скорость обработки гранита (предположим) 1 мм в час 0.5 кв. метра
Людей надо кормить, инструменты ремонтировать. Время ограничено. Итог – возводить храмы и пирамиды крайне нерентабельное производство.
В 70х и 90х годах различными исследователями производились попытки воспроизвести технологии постройки пирамид. Эти попытки закончились провалом.
Кроме того что для обработки 1-го блока известняка весом в 1 тонну с помощью медных инструментов исследователям потребовалось более месяца, оказалось что такелажные работы по укладке каменных блоков представляют почти неразрешимую задачу.
Огромные трудности представляет собой укладка блоков с помощью строительных лесов, не менее сложную задачу пришлось решать для транспортировки блоков.
Однако блоки пирамиды Хеопса весят в среднем 2.5 тонны каждый.
В итоге пирамиды в основании 16-20 метров были построены с помощью современной техники.
Какой вывод напрашивается? Правильно, при таких экономических затратах фараон просто вылетит в трубу со своим производством.
Значит для постройки храмов, обелисков и пирамид требуется другая, более рентабельная технология. Например, использование алмазов. Безусловно, использование неких приспособлений с “ручным приводом” позволит значительно ускорить производство, но это опять же вызовет удорожание.
Скляров, например, высказывает гипотезы о том, что древние египтяне пользовались уже готовыми сооружениями, оставленными “богами”, что, в общем, то очень похоже на древних египтян.
Но тогда возникает следующий вопрос – а кто эти “боги”? Скляров утверждает, что это инопланетяне, которые “приручили” людей позднего неолита, заставили их работать на себя, а мегалиты Египта построены ими в додинастический период, и лишь впоследствии фараоны стали использовать сооружения для своих целей.
В инопланетян как-то не очень верится, а вот использование египтянами более древних построек для своих нужд очень похоже на правду и совсем в стиле фараонов.
Как уже писал, сфинкс непропорционален, есть ощущение, что сфинкса перестаивали, и, скорее всего не один раз.
Тоже самое можно сказать о храмовых комплексах Луксора, вечный бесконечный долгострой. Каждый фараон стремился “отметиться” как мог: картуши на стенах, фрески прославляющие подвиги фараонов, барельефы с их изображением, статуи всех размеров.
В плане заимствования идей у более высокоразвитой цивилизации очень поучительна байка, рассказанная одним моим знакомым про чукчу и электрический чайник.
В начале 90х знакомый путешествовал с большой экспедицией по Заполярью. В экспедиции был бензогенератор. Когда нужно было вскипятить воду к бензогенератору подключался электрический чайник.
Местный чукча, видя такой чудо-чайник решил повторить конструкцию. Взял обыкновенный чайник, вбил в него два гвоздя, а к гвоздям подключил провода. Причем где-то нашел неизолированные провода, два куска медной проволоки.
Чукча не дурак, знает что электрический ток кусается, поэтому обмотал голые провода тряпочками в качестве изоленты.
Итог операции “чукча и электрочайник” надеюсь, понятен – искры, вопли испорченный бензогенератор.
И вроде все в действиях чукчи понятно, и логика есть. Провода заизолировал, в розетку 220 В включил, но кипятка не получилось.
Так вот все действия фараонов, вся логика древних египтян очень напоминает логику “чукча – изобретатель электрочайника”.
Тот же культ смерти, та же идея сохранения тела для дальнейшего воскрешения. На мой взгляд, Скляров прав – древние египтяне видели очень странные манипуляции “богов” и старались их повторить. И тело клали в саргофаг, и пытались сохранить и спрятать, но нет, не воскрешался человек после смерти, невзирая на “контейнер для анабиоза” скопированный у древней цивилизации.
Так что древний Египет лишь верхушка айсберга, который предстоит исследовать будущим поколениям археологов, не обремененных косностью мышления и жаждой наживы.